Новое правительство поставит в приоритет закон о регулировании маркетплейсов

Депутаты Государственной думы, рассматривая кандидатуру Михаила Мишустина на должность главы правительства, потребовали от него закон о маркетплейсах. «Новый старый» премьер согласился, что закон необходим, но при этом «действовать нужно аккуратно».

Согласно законодательству РФ, после инаугурации президента правительство ушло в отставку. Однако Владимир Путин вновь выдвинул на пост премьер-министра Михаила Мишустина. Мишустину оставалось лишь пройти утверждение у депутатов Госдумы.

Один из первых вопросов на «собеседовании», который задали депутаты: когда уже правительство даст депутатам окончательный вариант закона о маркетплейсах? По мнению депутата от ЛДПР Андрея Лугового, необходимость в этом законе назрела очень давно, а правительство все никак не утвердит законопроект.

Исполняющий обязанности премьер-министра РФ Михаил Мишустин согласился, что работу маркетплейсов в России необходимо аккуратно отрегулировать, поскольку у людей много вопросов к онлайн-платформам, работа которых не так прозрачна.

«Деятельность офлайн-магазинов урегулирована законом, поэтому прозрачна, а вот маркетплейсы, как цифровой посредник, имеют много вопросов от людей», – сказал Михаил Мишустин.

Он пояснил, что у людей возникают вопросы к частым изменениям условия договора, комиссии за возврат товара и различные ограничения продавцов.

Мишустин напомнил, что для урегулирования отношений между онлайн-платформами и покупателями был принят пятый антимонопольный проект, и у ФАС появились полномочия для того, чтобы владельцы маркетплейсов не злоупотребляли доминирующим положением на рынке.

«Здесь очень важно посмотреть, чтобы мы совместно могли посмотреть, как это аккуратно отрегулировать», – добавил и.о. премьер-министра.

Михаил Мишустин отметил, что оборот торговли через онлайн-площадки превысил 8 трлн рублей, и регулирование этой сферы торговли очень востребовано обществом.

В результате беседы с депутатами Госдума утвердила Михаила Мишустина в должности главы правительства.

Исходя из приоритетов. расставленных законодателями, можно сделать вывод, что закон о маркетплейсах будет разрабатываться в правительстве в первую очередь.

Законопроект пытаются согласовать во всех инстанциях уже почти год.

Основные игроки ecommerce усиленно сопротивляются ему, утверждая, что можно обойтись и саморегулированием. Основной довод против: отрасль меняется очень быстро, и неуклюжее, медлительное законодательство может не успевать за всеми изменениями, которые будет диктовать время.

Однако многочисленные судебные иски, претензии в СМИ и даже забастовки партнеров маркетплейсов показывают, что саморегулирование не справляется.

Очевидно, что необходимо защитить людей, установив понятные и стабильные правила работы. Так уже давно работает и успешно развивается отрасль традиционной торговли, к которой и у власти, и у общества вопросов нет.

Первый вариант законопроекта о маркетплейсах уже был внесен в Госдуму, его успели поддержать и в Совете Федерации.

Документ определяет права и обязанности площадок, причем к игрокам рынка, чья доля превышает 20%, предъявлены повышенные требования.

Им запрещается безвозмездно проводить распродажи, создавать преимущества для СТМ и менять условия договоров, не предупредив об этом владельцев ПВЗ и продавцов за месяц.

Законопроект ограничивает и размер комиссии, которую крупные маркетплейсы могут устанавливать для селлеров: не более 10% от стоимости товаров. Неустойка в свою очередь, не может превышать 15% от стоимости услуг.

Однако законопроект встретил большое сопротивление как крупного бизнеса, так и ассоциаций, связанных с ним.

В первую очередь, компании возмутились предполагаемой периодичностью изменения оферты: регулирующие органы настаивают, что она должна меняться не чаще одного раза в год. Маркетплейсы просят хотя бы один раз в три месяца.

Сейчас же маркетплейсы меняют договор чуть ли не каждую неделю, нередко сообщая о сути изменений уже постфактум.

Рынок маркетплейсов, как подтвердил и премьер-министр, – это огромная по своим масштабам, обороту и числу задействованных граждан сфера. При этом, согласно оценке ФАС, этот рынок является высококонцентрированным, на нем действуют всего 16 игроков, большая часть которых занимает малую или ничтожную рыночную долю.

Иначе говоря, сейчас правила устанавливают две хорошо всем известные компании, которые считают, что вправе в своих интересах постоянно и непредсказуемо менять правила. Безусловно, они не выходят за определенные рамки, чтобы не потерять покупателей и продавцов. .но значимые фигуры в правительстве начинают думать, что лучше бы эти самые рамки устанавливать государству.

Источник: oborot.ru

Закрыть
Социальные сети

Последние новости