Госдума оставит рекомендательные алгоритмы «Яндекса» и других онлайн-сервисов в покое. Ну, почти так

Власти могут отказаться от требования вырубать рекомендательные алгоритмы, если пользователь выразит такое желание. Это требование практиков российского интернет-бизнеса наконец услышано и обсуждается сейчас в рамках доработки законопроекта, касающегося всех онлайн-сервисов, включая маркетплейсы.

Об этом журналистам РБК рассказали три источника на IТ-рынке и подтвердил Антон Горелкин – автор законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Ранее об исключении этой нормы из закона просили все крупные игроки рынка, а президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отмечал, что в таком виде регулирование «отбросит рынок в прошлое»: маркетплейсы без механизма рекомендаций превратятся в каталоги, «которые использовали 20 лет назад».

Он оценивал потери отрасли от введения регулирования более чем в 100 млрд руб. ежегодно.

По словам Антона Горелкина, главная проблема, которую должен решить законопроект, – непрозрачность рекомендательных алгоритмов: «Пользователи не понимают, как они работают, а их авторы не хотят ничего объяснять. Поэтому мы продолжаем настаивать на раскрытии принципов работы рекомендательных алгоритмов и публикации перечня собираемых данных о пользователях. Что касается кнопки отключения, я склонен согласиться с доводами отрасли о том, что возможность отключения механизма рекомендаций обесценит сервис, повлияет на его инновационность и конкурентоспособность» – отметил депутат.
Предложения ввести регулирование для рекомендательных сервисов обсуждаются несколько лет, и с конца прошлого года депутаты работают над законопроектом о регулировании интернет-сервисов, предлагающих информацию или рекламу на основе запросов и личных данных пользователей. Их активно используют поисковые системы, маркетплейсы, соцсети, онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы.

Теперь власти склоняются к тому, чтобы отказаться от идеи создания так называемой кнопки, с помощью которой можно было бы отключать рекомендательные сервисы пользователям.

Другой представитель Госдумы, знакомый с ходом обсуждения, отметил, что ключевые моменты нового нормативного акта еще не определены окончательно, но государство услышало доводы бизнеса и будет рассматривать варианты более мягкого регулирования.

Еще один источник сообщил, что среди обсуждаемых предложений – обязательная публикация принципов работы алгоритмов своих рекомендательных сервисов самими компаниями. А у пользователя должна быть возможность пожаловаться на алгоритм, если они будут недовольны результатами, которые он выдает.

Глава TelecomDaily Денис Кусков отметил, что принцип работы рекомендательных алгоритмов – коммерческая тайна.

«Хорошо настроенный механизм рекомендаций – это конкурентное преимущество, поэтому компании вряд ли захотят выкладывать в публичный доступ алгоритм, на который они тратили много финансовых и других ресурсов,» – отметил он.

По мнению главы Института исследований Интернета Карена Казаряна, IТ-отрасль не нуждается в регулировании рекомендательных сервисов, но в «рамочном формате» законопроект может быть принят.

«Автоматическое отключение рекомендаций плохо реализуемо технически и существенно влияет на бизнес компаний, поэтому отказ от такого пункта значительно улучшает предлагаемый законопроект», – говорит он. При этом публиковать алгоритмы в открытом доступе, по мнению Казаряна, можно «в разумных пределах».

Представители «Яндекса», VK, Ozon, Wink и Avito не стали комментировать ситуацию журналистам.
Источник: oborot.ru

Закрыть
Социальные сети

Последние новости