Новый барьер при покупках в зарубежных интернет-магазинах

Правительству России предложили защитить данные российских покупателей зарубежных интернет-магазинов, обязав международные платежные системы проводить трансграничные операции через отечественные шлюзы. Авторы инициативы считают, что ее реализация, помимо прочего, позволит пополнить бюджет. Эксперты называют ее бессмысленной и создающей дополнительный барьер для передачи информации и обработки платежей.
Общественная организация «Деловая Россия» предложила проводить оплату покупок в зарубежных интернет-магазинах через российские платежные шлюзы. Данная мера, по мнению авторов инициативы, поможет защитить платежные данные россиян от возможных утечек. Письмо с соответствующим предложением направлено в правительство, пишет «Коммерсант».
По словам главы процессинговой компании Chronopay Павла Врублевского, одного из соавторов инициативы, при совершении покупки на иностранных торговых площадках клиенты указывают свои данные, в том числе имя и фамилию, адрес доставки и номер банковской карты, то есть сведения, которые относятся к «персональным данным физлиц в понимании профильного закона (152-ФЗ), а также являются персональными платежными данными, хотя в законодательстве нет такого определения». По закону оператор персональных данных обязан обеспечить их хранение на территории России.
Врублевский считает, что платежные данные не защищены из-за изъянов в действующем российском законодательстве, так как трансграничные платежи не попадают под действие закона «О национальной платежной системе» (162-ФЗ). «Сейчас данные покупателя вводятся прямо на сайте иностранного продавца и там же аккумулируются. Банк – эмитент карты не несет ответственности за их сохранность вне территории России», цитирует эксперта «Деловой России» «Коммерсант».
Решением проблемы, по мнению авторов письма, могло бы стать внесение поправок в 162-ФЗ, которые позволили бы включить в цепочку трансграничных операций дополнительное звено – отечественные платежные шлюзы, такие как Chronopay. Эти шлюзы сохраняли бы первую копию платежных данных клиентов зарубежных интернет-магазинов, как они это уже делают при проведении внутрироссийских транзакций. Помимо сохранности данных россиян, реализация инициативы позволит добиться привлечения дополнительных средств в бюджет за счет комиссий.
По оценкам «Деловой России», примерно 30% интернет-платежей по всем российским картам приходится на зарубежные сервисы в сфере электронной коммерции, в частности iTunes, AliExpress, Airbnb и Google. Объем таких транзакций превысил 300 млрд руб. Стоимость услуг российских платежных шлюзов в среднем варьируется в диапазоне от 0,2% до 0,5% и закладывается в общую эквайринговую комиссию, отмечает «Коммерсант».
Опрошенные «Коммерсантом» участники рынка окрестили инициативу «бессмысленной». По их мнению, персональные данные владельца банковской карты в платежной транзакции отсутствуют, а любой посредник в ее проведении станет лишним барьером.
Более того, в России уже принят так называемый пакет Яровой, который обязывает операторов связи хранить копии всех передаваемых через интернет данных на территории России.
«Пакет» или «закон Яровой» представляет собой поправки к федеральному закону ФЗ-374 «О противодействии терроризму», предложенные депутатом от фракции «Единая Россия» Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, принятые в 2016 г. и вступившие в силу в 2018 г.
Согласно требованиям этих поправок, операторы связи обязаны хранить все телефонные разговоры и переписку пользователей в течение шести месяцев, а сообщения, передаваемые через интернет – в течение 30 дней. При необходимости операторы должны предоставить доступ к этим сведениям спецслужбам. Закон также предусматривает обязанность операторов в течение пяти лет ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15%.
В мае 2020 г. CNews писал, что операторы связи могут получить годовую отсрочку исполнения требований «пакета Яровой» по ежегодному 15-процентному увеличению емкости своих хранилищ. Соответствующий пункт был внесен в правительственный проект по восстановлению экономики после пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Предполагалось, что высвободившиеся средства операторы должны будут направить на модернизацию своих сетей.
Источник: cnews.ru

Закрыть
Социальные сети

Последние новости